?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лондонское издание 1818 г. Раковского Катехизиса http://books.google.com.ua/books?id=pAw3AAAAMAAJ&printsec=frontcover&dq=racovian+catechism&hl=uk&sa=X&ei=a8rVUKCbJ8nvswatvoCIBQ&ved=0CDUQ6AEwAA польских унитариев социниан. Сам текст Катехизиса переиздан с английского перевода 1652 г., практически весь тираж которого был уничтожен за богохульство по решению английского парламента. Это перевод латинской версии Раковского Катехизиса 1609 г., более полной, чем польская версия 1604 г. http://www.apologeta.nazwa.pl/teologia/katechizm_rakowski.pdf . (Кстати, русский перевод Владимира Ганяка отрывка из Раковского Катехизиса http://www.proza.ru/2011/09/19/18 сделан по польской, т.е. краткой версии).  Лондонское издание 1818 г. дополнено обширным "Историческим вступлением", где описывается история унитарианства в Польше и в Трансильвании в 16- нач. 17 веках. Среди прочего, история возникновения ныне существующей Унитарианской Церкви Трансильвании http://en.wikipedia.org/wiki/Unitarian_Church_of_Transylvania в "Историческом вступлении" представлена подробно и в гораздо более объективном ключе, чем официальная версия самой УЦТ. В частности, Ференц Давид - не основатель унитарианства в Трансильвании, как утверждает УЦТ http://www.unitarius.hu/english/catechism.html , а лидер радикальной партии внутри трансильванского унитарианства. Основателем унитарианства в Трансильвании был Джорджио Бландрата, придворный врач князя Трансильвании Яноша Жигмонда (+1571). Бландрата обратил в унитарианство и Яноша Жигмонда, и Ференца Давида, который тогда был реформатским (кальвинистским) епископом Коложвара (ныне Клуж-Напока в Румынии). Позже радикальное унитарианство Ференца Давида (отказ молиться Иисусу) было осуждено, кроме прочих, умеренными трансильванскими унитариями во главе с Бландратой. Умеренные унитарии Трансильвании не сохранились, а со временем перешли либо в реформатство, либо к радикальным унитариям - последователям Ференца Давида, т.е. в нынешнюю УЦТ.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
semiliranda
Dec. 27th, 2012 01:49 am (UTC)
Спасибо! Увлекательное чтение.
kanibolotsky
Dec. 29th, 2012 08:20 pm (UTC)
Пожалуйста! Рад, что хоть кому-то мой пост оказался интересным :)
pawel_motornyj
Jan. 21st, 2013 11:10 pm (UTC)
А как унитарии которые молились обосновывали что молитсья можно? если не считать Христа Богом это очень проблематично
kanibolotsky
Jan. 22nd, 2013 12:12 pm (UTC)
Так же, как православные обосновывают, что можно молиться святым (которые в православии считаются обоженными). Статус святого а православии соответствует статусу Христа в социнианстве.
pawel_motornyj
Jan. 22nd, 2013 12:42 pm (UTC)
То есть по статусу молитва и поклонение Христу и молитва и поклонение Отцу в социниантве отличались? так как по крайней мере в теории молитва святому и Христу в православии качество отличаються.

кстати в АЦВ же тожде были формулы типа "святой имярек молись богу за меня" или я что то путаю? Селезнев в какойто из своих книг что то в этом духе приводил
kanibolotsky
Jan. 22nd, 2013 01:14 pm (UTC)
/То есть по статусу молитва и поклонение Христу и молитва и поклонение Отцу в социниантве отличались?/

Да

/кстати в АЦВ же тожде были формулы типа "святой имярек молись богу за меня" или я что то путаю?/

В АЦВ формула "святой имярек, по молитвам твоим да помилует нас Господь".
pawel_motornyj
Jan. 22nd, 2013 01:41 pm (UTC)
то есть проскуминес а не латрия если говорить терминологией богословия иконы.

то есть такая формула которую можно понять аж в 3 смыслах, что святой молился при жизни, что молиться сейчас перед Претсолом или что мы молимся составленными им молитвами.
я не ошибусь если скажу что были все три понимания?
kanibolotsky
Jan. 22nd, 2013 02:10 pm (UTC)
Да
pawel_motornyj
Jan. 22nd, 2013 02:22 pm (UTC)
Спасибо.
( 9 comments — Leave a comment )